Мода на внедорожники пришла примерно 20 лет назад, и до сих пор все автопроизводители вводят все новые и новые модели, способные преодолевать бездорожье. Однако мало кто задумывается, что изначально класс внедорожников родился исключительно для военных нужд.
Именно для военных была создана формула настоящего, классического «проходимца»: короткая база, рамный кузов, зависимая подвеска и, конечно, солидный дорожный просвет. Но со временем, ввиду все большего гражданского распространения, концепция мутировала, и сейчас машин, отвечающих этой формуле, осталось очень мало. Самая известная из них - это Jeep Wrangler. В данный момент производится уже четвертое поколение. Изначально эти автомобили были созданы во времена Второй мировой войны для командного состава. В середине 40-х немало этих трудяг было поставлено и в СССР по ленд-лизу. Тогда он был всем известен как Willis. C тех пор конструкция сильно не менялась, хотя заводские индексы менялись один за другим - CJ, YJ, TJ, JK. Последняя генерация была представлена в 2007 году. Та же концепция - рама, зависимые подвески, но впервые в истории Wrangler изначально были разработаны две версии базы - длиннобазный (2945 мм) вариант назвали Wrangler Unlimited. Двигатель - 3,8 V6, конечно же, бензиновый.
Другой американский внедорожник стал по-настоящему культовым автомобилем. В начале своей карьеры он выиграл тендер американского министерства обороны по разработке армейского автомобиля для вооруженных сил НАТО. Речь идет о знаменитом Hummer H1 - настоящем военном автомобиле, слегка адаптированном под использование в мирных целях. Разработанный в конце 70-х компанией American Motors, он назывался HMMWV (M998 High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) или Humvee. Мало кто знает, но и у появившегося позднее более звучного названия Hummer также есть расшифровка - High Utility Maximum Mobility Easy Rider. Здесь кроется основная концепция этого монстра: автомобилем мог управлять даже раненый или совершенно неопытный солдат - автоматическая коробка передач была предусмотрена изначально. Как и клиренс в 50 см, позволявший этой махине запрыгивать на бордюры до 1 метра и преодолевать брод глубиной до 1,5 метров. Немалая заслуга в этом и у полностью независимой подвески, идеальной развесовки, достигнутой благодаря оригинальной компоновке (двигатель и трансмиссия установлены в базе, частично в салоне). Благодаря стараниям новостей по CNN Humvee стал телезвездой: его невозможно было не заметить во время трансляций военных действий из Кувейта - «Буря в пустыне» стала отличной рекламной кампанией. Одним из первых приобрести себе этот аппарат пожелал Арнольд Шварценеггер, тогда бывший еще простым актером. Он и породил моду на Hummer. А появившиеся следом H2 и H3 - это уже плоды поглощения компании American Motors автогигантом GM.
Мало кто знает, но если бы американское министерство обороны любило быстрые и красивые машины, возможно, в военных телевизионных репортажах мы видели бы... Lamborghini. Многие помнят устрашающего вида внедорожник LM002, однако мало кто вдумывался в смысл этой аббревиатуры - Lamborghini Military, а цифры означали порядковый номер прототипа. В 1977 году был разработан Cheetah, который был представлен на тендер, объявленный американцами. Тот автомобиль мало походил на известный LM002: у него не было дверей, крыша была матерчатая, а мотор располагался сзади. Выиграл тогда HMMWV, разработанный AMC, а итальянцы чуть было не обанкротились. Но им пришла в голову безумная идея - сделать из Cheetah самый быстрый, самый роскошный и самый дорогой внедорожник в мире - так и появился на свет LM002. Он был оснащен 12-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 444 л.с. Мировая премьера состоялась в 1986 году, а на конвейере этот монстр продержался до 1993 года.
Успех Hummer, его надежность и гениальность конструкции сделали свое дело - появилось немало подражаний. Среди них - японский Toyota MegaCruiser, схожий по компоновке, но имевший полноуправляемую конструкцию. Китайцы же скопировали Humvee дважды - до сих пор в КНР производятся Dongfeng Motors Eastwind EQ2050 и SAC SFQ2040, внешне трудно отличимые от американского прообраза. Даже российский автопром не избежал подражания: знаменитый ГАЗ «Тигр» по концепции очень близок к Hummer. Российский внедорожник, правда, тяжелее и крупнее американца и разработан на базе знаменитого БТР, но так же универсален и может похвастать даже лучшей проходимостью, а уж о ремонтопригодности и говорить не стоит. Правда, пока «Тигр» выпускается только малыми сериями по армейским заказам и все попытки адаптировать его под «гражданские» нужды не увенчались успехом. Последний вариант был представлен в 2006 году на Московском автосалоне.
autonews.ua